Проехал на скорости 71 км/ч под камеру на 50, а штраф не пришел: почему так случается
Современные дороги, будь то многополосные автомагистрали или тихие районные улочки, практически невозможно представить без электронных систем контроля.
Эти вездесущие "глаза" дорожной полиции стали главным инструментом для выявления нарушений, и именно они генерируют подавляющее большинство предписаний о штрафах. Однако, несмотря на их повсеместное присутствие, многие водители с удивлением отмечают парадоксальную ситуацию: даже после явного превышения скоростного режима уведомление о штрафе так и не приходит.
В прошлом картина была совершенно иной. Инспекторы ГИБДД использовали мобильные радарные комплексы, выслеживая нарушителей, скрываясь на обочинах. Но этот метод имел множество недостатков: неточности в измерениях, сбои в работе из-за неблагоприятных погодных условий, а также человеческий фактор, влияющий на объективность и стабильность контроля.
На сегодняшний день эти недостатки по большей части устранены. Контроль за соблюдением скоростного режима возложен на полностью автоматизированные комплексы. Эти передовые системы способны идентифицировать транспортное средство на значительной дистанции и с высокой точностью фиксировать его скорость, различая даже сильно загрязнённые номерные знаки и автомобили с тёмным цветом кузова. В стандартных условиях эксплуатации такое оборудование функционирует практически без погрешностей.
Почти каждый водитель, вероятно, сталкивался с феноменом: превысил допустимую скорость, видел камеры вдоль дороги, но так и не получил извещения о штрафе. Ожидать следовало бы обратного, ведь эти системы призваны фиксировать каждое нарушение, однако реальность часто преподносит сюрпризы.
Причины этой кажущейся аномалии довольно просты. Иногда оборудование может быть неактивным — его могли отключить по техническим причинам, из-за неполадок или во время планового технического обслуживания. Бывает и так, что то, что кажется камерой, на деле является всего лишь её имитацией. Муляжи, или фальшивые камеры, стали широко распространены в последние годы: их стоимость значительно ниже, зато они прекрасно справляются с психологическим воздействием. Заметив такой "псевдо-глазок", большинство автомобилистов инстинктивно снижают скорость, даже не догадываясь, что никакой фиксации нарушений не происходит.
Распространённое заблуждение, что если на трассе установлен комплекс, то любое нарушение скорости неминуемо будет зафиксировано. Но это не так однозначно. Не все установленные на дорогах устройства предназначены для контроля ПДД. Часть из них выполняет совершенно иные функции, например, для наблюдения за дорожным трафиком, мониторинга прилегающих территорий или обеспечения безопасности. Например, на платных автомагистралях без барьеров камеры часто используются для фиксации государственных номеров с целью оплаты проезда, но не для контроля скорости.
Отличить такие системы зачастую несложно: они обычно более компактны и имеют иной внешний вид по сравнению с крупными комплексами, выписывающими штрафы.
Важно также помнить о так называемом "необлагаемом штрафом" пороге превышения скорости. В большинстве стран и регионов существует законодательно установленный лимит, в пределах которого превышение допустимой скорости не влечет за собой административного наказания. Например, если ограничение составляет 60 км/ч, а водитель едет со скоростью 69 км/ч, это превышение, но оно не подпадает под штрафные санкции.
Камеры настроены с учетом этого порога, чтобы избежать массовых штрафов за незначительные отступления от правил, которые могут быть вызваны даже небольшими колебаниями скорости движения или погрешностями оборудования. Это дает водителям небольшой, но важный "люфт" и является еще одной причиной, по которой многие "незамеченные" нарушения остаются без последствий.
Ещё один аспект, объясняющий отсутствие штрафов, связан с особенностями самого транспортного средства. Спидометры в автомобилях часто показывают скорость с небольшой погрешностью в сторону увеличения. Водители нередко замечают, что показания навигатора ниже, чем на приборной панели. Это преднамеренное решение производителей, которые закладывают запас примерно в 5-7%. Таким образом, если ваш спидометр показывает 71 км/ч, фактическая скорость автомобиля может составлять около 67-68 км/ч. Для автоматических комплексов это не является нарушением, и, соответственно, постановление о штрафе не выносится.
Читайте также: