Почему стоит брать китайскую машину, даже если через 3 года она развалится и сгниёт
Данный материал не посвящен автомобильной индустрии и уж тем более не разбирает нюансы китайского автопрома.
Его истинная цель — осветить фундаментальный принцип, освоение которого способно высвободить многих из оков финансового бремени.
Убежден, что эта тема найдет отклик даже у тех, кто равнодушен к четырехколесной технике. Автомобили здесь служат лишь яркой метафорой, позволяющей наглядно продемонстрировать логику мышления людей, достигших финансового благополучия.
Итак, предлагаю погрузиться в мысленный эксперимент. Вообразите, что перед нами два новеньких автомобиля.
1. Первый — представитель люксового сегмента китайского производства, оцениваемый в 5 миллионов рублей (например, модель вроде GAC GS8).
2. Второй — сопоставимый по классу японский внедорожник (скажем, Land Cruiser), чья актуальная рыночная цена колеблется в районе 12-13 миллионов.
Разумеется, полное тождество между ними отсутствует, но этот нюанс не имеет принципиального значения для нашей задачи, поскольку мы не углубляемся в специфику автомобилестроения.
Примем как данность, что именно эти две *новые* модели стали предметом жарких онлайн-дискуссий, где пользователи активно взвешивают их достоинства, противопоставляя ценовые категории в 5 и 13 миллионов.
Важное уточнение: мы сознательно исключаем из рассмотрения подержанные экземпляры. Для значительной части потребителей принципиально важен опыт владения абсолютно новой машиной из салона – это сродни разнице в восприятии между новой одеждой и вещами из комиссионного магазина, затрагивающей глубокие психологические аспекты.
Сторонники традиционных брендов выдвигают убедительный и на первый взгляд неоспоримый довод: «Японский внедорожник прослужит верой и правдой долгие годы, а затем будет реализован по весьма привлекательной цене, практически не уступающей стоимости нового. Что же произойдет с 'китайцем' спустя три года? И за какую сумму удастся его продать? Вероятно, за бесценок».
Именно этот ключевой вопрос мы и намерены детально рассмотреть, полностью игнорируя технические параметры и эксплуатационные особенности транспортных средств.
Давайте примем гипотезу, что китайский автомобиль действительно значительно потеряет в состоянии за три года эксплуатации – хотя, справедливости ради, это лишь предположение, основанное на стереотипах прошлого. Аналогично, нет стопроцентной гарантии, что новый Land Cruiser не столкнется с серьезными проблемами после 100 тысяч километров пробега. Наши рассуждения опираются на обобщенный опыт эксплуатации моделей давно минувших дней, а не на реалии современного автопрома.
Итак, перед нами дилемма:
А) Приобрести автомобиль с меньшей начальной стоимостью (5 млн) и смириться с существенной потерей при последующей реализации?
Б) Или же изначально инвестировать в заведомо более престижный и, как считается, надежный вариант, чтобы через три года продать его с меньшими финансовыми издержками?
Перейдем к конкретным расчетам, игнорируя инфляцию для простоты, поскольку она одинаково влияет на оба актива.
А) Вариант А: Приобретая дорогой автомобиль за 13 миллионов, мы предполагаем ежегодную потерю стоимости в 5%. Таким образом, за три года совокупное удешевление составит 15%. Следовательно, через три года его можно будет продать за 11 миллионов рублей, что означает чистую потерю в 2 миллиона.
Б) Вариант Б: В случае покупки менее известного китайского автомобиля, допустим, он обесценивается на 10% ежегодно. За три года это приведет к потере 30% от первоначальной стоимости. Его рыночная цена через три года составит 3,5 миллиона рублей, что означает потерю в 1,5 миллиона.
Интересно... Получается, что по этому показателю китайский автомобиль демонстрирует некоторое преимущество над японским. Однако, оправдана ли разница в полмиллиона рублей для того, чтобы идти на «риск» и выбирать бренд, чья репутация пока не столь однозначна?
Предлагаю изменить подход к расчетам. Допустим, у нас в распоряжении те же 13 миллионов рублей. Вместо того чтобы целиком потратить их на престижный внедорожник, мы приобретаем китайский аналог за 5 миллионов, а оставшиеся 8 миллионов размещаем на банковском депозите под проценты.
Очевидно, что эти 8 миллионов за три года способны сгенерировать для нас дополнительно 3,2 миллиона рублей прибыли. Прибавив к этому «экономию» в 0,5 миллиона, которую мы уже выявили, получаем, что за три года владения «китайцем» мы оказываемся почти на 4 миллиона рублей в более выгодном положении, нежели при выборе «проверенного» внедорожника.
Таким образом, по сути, приобретение китайского автомобиля оказывается практически безвозмездным: мы тратим 5 миллионов, но экономим 4 миллиона. И это всего за три года. В перспективе пяти лет, проценты по вкладу и вовсе превысят первоначальную стоимость машины, выводя нас в существенный плюс. Какая тогда, по большому счету, разница, насколько быстро он изнашивается или «гниет»?
Ключевая мысль, которую я стремлюсь донести, заключается в одном: капитал обязан приносить прибыль. Автомобиль, по своей сути, является пассивом – он постоянно требует вложений, а не генерирует доход (за исключением специализированного коммерческого транспорта или такси).
В те времена, когда стоимость автомобилей от ведущих немецких и японских производителей оставалась в пределах разумного, подобный вопрос даже не возникал.
Однако сегодня, инвестировать 13, 18 или даже 25 миллионов в личный транспорт – это, на мой взгляд, верх неразумности. Даже если речь идет о «вечной» машине, которая никогда не ломается и не теряет в цене. Приобретая такое авто, вы фактически «консервируете» значительный объем средств, который мог бы активно работать, приумножая ваш капитал. Именно поэтому, несмотря на распространенные предубеждения относительно их качества, китайские автомобили в текущих реалиях представляются значительно более рациональным выбором.
Этот принцип применим не только к автомобилям, но и к широкому спектру потребительских товаров: смартфонам, одежде, бытовой технике и любым другим приобретениям.
Безусловно, если ваш капитал исчисляется миллиардами, и сумма в 13 миллионов рублей представляет собой лишь незначительную долю вашего состояния, тогда такое приобретение может быть расценено как адекватное вложение.
Мое твердое убеждение заключается в том, что автомобиль является активом, подверженным постоянной амортизации, и его стоимость не должна превышать эквивалент 6-10 ваших среднемесячных доходов (или совокупного семейного дохода, если речь идет о семейном транспортном средстве).
Примечательно, что когда мой ежемесячный доход не достигал 200 тысяч рублей, я принципиально отказывался от приобретения личного транспортного средства, отдавая предпочтение общественному транспорту. Это было не только экономически целесообразнее, но зачастую и гораздо удобнее.
Сейчас, когда мои доходы превосходят упомянутую планку, я совершил свою первую в жизни автомобильную покупку – десятилетнего японского компакта Suzuki с объемом двигателя 0,7 литра. Стоимость этого автомобиля сопоставима с одной или максимум двумя моими месячными зарплатами. Я с комфортом пользуюсь им и вполне доволен своим выбором.
Показательно, что подавляющее большинство моих состоятельных знакомых придерживаются аналогичной стратегии. Они предпочитают скромные, функциональные автомобили, а свободные средства активно инвестируют в недвижимость, путешествия, образование и развитие детей, заботу о здоровье и другие перспективные направления.
Именно такой подход я считаю разумным. Приобрести автомобиль стоимостью 15 миллионов рублей (фактически "заморозить" капитал в размере 15 миллионов) может позволить себе лишь тот, чей ежемесячный доход составляет 1,5-2 миллиона рублей. И только при условии, что его базовые потребности – жилье, образование, медицинское обслуживание – уже полностью удовлетворены.
Однако, когда человек покупает дорогостоящий автомобиль, да еще и на последние деньги, а то и в кредит... это прямой путь к финансовой кабале и долговой зависимости.
И, как уже было сказано, это относится не только к автомобилям. Смартфон стоимостью 150 тысяч рублей – пример того же деструктивного паттерна. Подумайте, сколько вы могли бы заработать, если бы приобрели более бюджетный телефон, соответствующий вашим реальным финансовым возможностям, а сэкономленную сумму инвестировали хотя бы в банковский депозит (наиболее простой вариант).
Через определенное время накопленные и приумноженные средства позволят вам если не полностью отойти от дел, то, по крайней мере, открыть собственное предприятие или найти занятие по душе, не слишком беспокоясь о размере заработной платы.
Но, к сожалению, так поступает лишь малая часть людей. Многие, зарабатывая всего 70 тысяч рублей, приобретают в кредит iPhone за 150 тысяч, который с выходом новой модели мгновенно утрачивает от 30 до 50% своей первоначальной стоимости. А затем они сетуют на беспощадность бытия, вынуждающего их без устали вращаться в колесе повседневности, не оставляя времени для передышки.
Нет, друзья, жизнь у всех одна и та же. И у состоятельных, и у малоимущих. При этом богатые продолжают преумножать свой капитал, а бедные все глубже погружаются в нужду. Все это зависит от глубоко укоренившейся в сознании финансовой программы. Коррупционеров и преступников мы в данном контексте не рассматриваем.
Читайте также: