4 страны, которые просились в состав России, но их пока не берут
Качество жизни в России – тема для бурных дискуссий, но один факт остается неоспоримым: страна обладает мощной притягательностью. И речь идет не только о трудовых мигрантах, но и о целых регионах, которые видят в союзе с Москвой гарантию безопасности и процветания. Вопреки распространенному мнению, Россия не стремится к безоглядному расширению. Существует несколько территорий, чье вхождение в состав РФ кажется логичным шагом, но этого не происходит из-за сложной геополитической игры. Давайте рассмотрим эти регионы и разберемся в стратегии Москвы.
Южная Осетия: маленький регион – большое влияниеЭто государство на южных склонах Кавказа с населением около 50 тысяч человек фактически полностью зависит от России. После 2008 года и последующего признания независимости Москвой, Южная Осетия неоднократно заявляла о желании стать частью Российской Федерации.
Почему этого не происходит?
Для Кремля сохранение текущего статуса более выгодно, чем формальное присоединение. Южная Осетия – это важный инструмент давления на Грузию, которая по-прежнему считает эту территорию своей. Более того, номинальная независимость региона позволяет России поддерживать диалог с Тбилиси, который является ключевым транзитным коридором для торговли с Арменией. Полная аннексия могла бы окончательно разрушить эти каналы и спровоцировать реакцию Запада.
Абхазия: черноморский курорт-рычагАбхазия с ее субтропическими курортами (Сухум, Гагра, Пицунда) давно стала де-факто продолжением российского туристического и экономического пространства. Здесь в ходу российский рубль, а безопасность, в том числе, обеспечивается российской базой, развернутой в 2023 году.
Почему этого не происходит?
Как и в случае с Южной Осетией, Абхазия служит эффективным инструментом влияния на Грузию. Ее "частично признанный" статус, зависимость от российской поддержки, создают для Тбилиси постоянную головную боль, отвлекая ресурсы и внимание. Формальное включение в состав РФ потребовало бы многомиллиардных вложений в инфраструктуру и социальную интеграцию, лишив при этом Москву важного дипломатического козыря.
Приднестровье: осколок СССР в Восточной ЕвропеУзкая полоса земли между Молдовой и Европой, Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) – уникальное образование. Здесь более 30 лет сохраняется советская символика, большинство жителей имеют российские паспорта, а безопасность обеспечивается российскими миротворцами.
Почему этого не происходит?
Основная причина – географическая изоляция. У России нет общей границы с Приднестровьем. Связь с регионом возможна только через территорию Молдовы, что делает прямую интеграцию крайне сложной с логистической точки зрения. При этом сам факт существования ПМР сдерживает евроатлантические устремления Молдовы, что соответствует интересам России.
Беларусь: союзничество выгоднее поглощенияБеларусь часто называют наиболее вероятным кандидатом на объединение с Россией. Интеграция в рамках Союзного государства продвинулась далеко вперед: общее экономическое пространство, тесное политическое сотрудничество, доминирование русского языка.
Почему этого не происходит?
Ответ нужно искать не в Москве, а в Минске. Белорусское общество и элита ценят свой суверенитет, пусть и в тесной связке с Россией. Активизация белорусского языка и культуры в последние годы говорит о желании сохранить национальную идентичность. Формат такого партнерства устраивает обе стороны.
Казахстан: прочные связи без объединенияСлухи о желании Казахстана войти в состав РФ не имеют под собой оснований. Несмотря на значительную русскоязычную диаспору и тесные экономические связи, Астана проводит многовекторную политику, где союз с Москвой – важная, но не единственная составляющая.
Почему этого не происходит?
Казахстан – суверенное государство, успешно использующее свое географическое положение и богатые ресурсы. Страна развивает отношения и с Китаем, и с Западом. Россия, в свою очередь, заинтересована в стабильном и дружественном Казахстане, как в ключевом партнере в Центральной Азии, а не в новой административной единице.
Общая стратегия Москвы в отношении этих территорий демонстрирует осторожный и расчетливый подход. Сохранение "независимого" статуса Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья позволяет России оказывать влияние на соседние государства, не неся при этом полномасштабных расходов на интеграцию. Союз с Беларусью остается гибким, а отношения с Казахстаном строятся на принципах взаимовыгодного партнерства. На современном этапе стратегия управляемого сотрудничества оказывается для Кремля более прагматичным выбором, чем прямое территориальное расширение, пишет автор Правители России.