Progorod logo

4 страны, которые просились в состав России, но их пока не берут

11:50 11 декабряВозрастное ограничение16+
pxhere.com

Качество жизни в России – тема для бурных дискуссий, но один факт остается неоспоримым: страна обладает мощной притягательностью. И речь идет не только о трудовых мигрантах, но и о целых регионах, которые видят в союзе с Москвой гарантию безопасности и процветания. Вопреки распространенному мнению, Россия не стремится к безоглядному расширению. Существует несколько территорий, чье вхождение в состав РФ кажется логичным шагом, но этого не происходит из-за сложной геополитической игры. Давайте рассмотрим эти регионы и разберемся в стратегии Москвы.

Южная Осетия: маленький регион – большое влияние

Это государство на южных склонах Кавказа с населением около 50 тысяч человек фактически полностью зависит от России. После 2008 года и последующего признания независимости Москвой, Южная Осетия неоднократно заявляла о желании стать частью Российской Федерации.

Почему этого не происходит?

Для Кремля сохранение текущего статуса более выгодно, чем формальное присоединение. Южная Осетия – это важный инструмент давления на Грузию, которая по-прежнему считает эту территорию своей. Более того, номинальная независимость региона позволяет России поддерживать диалог с Тбилиси, который является ключевым транзитным коридором для торговли с Арменией. Полная аннексия могла бы окончательно разрушить эти каналы и спровоцировать реакцию Запада.

Абхазия: черноморский курорт-рычаг

Абхазия с ее субтропическими курортами (Сухум, Гагра, Пицунда) давно стала де-факто продолжением российского туристического и экономического пространства. Здесь в ходу российский рубль, а безопасность, в том числе, обеспечивается российской базой, развернутой в 2023 году.

Почему этого не происходит?

Как и в случае с Южной Осетией, Абхазия служит эффективным инструментом влияния на Грузию. Ее "частично признанный" статус, зависимость от российской поддержки, создают для Тбилиси постоянную головную боль, отвлекая ресурсы и внимание. Формальное включение в состав РФ потребовало бы многомиллиардных вложений в инфраструктуру и социальную интеграцию, лишив при этом Москву важного дипломатического козыря.

Приднестровье: осколок СССР в Восточной Европе

Узкая полоса земли между Молдовой и Европой, Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) – уникальное образование. Здесь более 30 лет сохраняется советская символика, большинство жителей имеют российские паспорта, а безопасность обеспечивается российскими миротворцами.

Почему этого не происходит?

Основная причина – географическая изоляция. У России нет общей границы с Приднестровьем. Связь с регионом возможна только через территорию Молдовы, что делает прямую интеграцию крайне сложной с логистической точки зрения. При этом сам факт существования ПМР сдерживает евроатлантические устремления Молдовы, что соответствует интересам России.

Беларусь: союзничество выгоднее поглощения

Беларусь часто называют наиболее вероятным кандидатом на объединение с Россией. Интеграция в рамках Союзного государства продвинулась далеко вперед: общее экономическое пространство, тесное политическое сотрудничество, доминирование русского языка.

Почему этого не происходит?

Ответ нужно искать не в Москве, а в Минске. Белорусское общество и элита ценят свой суверенитет, пусть и в тесной связке с Россией. Активизация белорусского языка и культуры в последние годы говорит о желании сохранить национальную идентичность. Формат такого партнерства устраивает обе стороны.

Казахстан: прочные связи без объединения

Слухи о желании Казахстана войти в состав РФ не имеют под собой оснований. Несмотря на значительную русскоязычную диаспору и тесные экономические связи, Астана проводит многовекторную политику, где союз с Москвой – важная, но не единственная составляющая.

Почему этого не происходит?

Казахстан – суверенное государство, успешно использующее свое географическое положение и богатые ресурсы. Страна развивает отношения и с Китаем, и с Западом. Россия, в свою очередь, заинтересована в стабильном и дружественном Казахстане, как в ключевом партнере в Центральной Азии, а не в новой административной единице.

Общая стратегия Москвы в отношении этих территорий демонстрирует осторожный и расчетливый подход. Сохранение "независимого" статуса Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья позволяет России оказывать влияние на соседние государства, не неся при этом полномасштабных расходов на интеграцию. Союз с Беларусью остается гибким, а отношения с Казахстаном строятся на принципах взаимовыгодного партнерства. На современном этапе стратегия управляемого сотрудничества оказывается для Кремля более прагматичным выбором, чем прямое территориальное расширение, пишет автор Правители России.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: