Почему 92-й бензин лучше АИ-95? Сотрудник НПЗ подробно разъяснил, что дело не только в цене
- 09:00 7 августа
- Екатерина Рудковская

АИ-92 против АИ-95: Разбираемся в мифах и фактах о выборе топлива
Широко распространено убеждение, что чем выше октановое число бензина, тем качественнее и эффективнее топливо для автомобиля. Однако, как показывает практика и подтверждают специалисты нефтеперерабатывающей отрасли, это утверждение не всегда соответствует действительности. Разберем основные заблуждения и реальные аспекты выбора между АИ-92 и АИ-95.
1. Предписания производителя: Ключ к правильному выбору
Основной ориентир при выборе бензина — это рекомендации, указанные в руководстве по эксплуатации вашего транспортного средства. Каждый двигатель проектируется под конкретный диапазон октановых чисел, обеспечивающий его оптимальную работу.
Использование АИ-95 в автомобиле, предназначенном для АИ-92, не приведет к росту мощности или улучшению динамики. Это лишь необоснованная переплата. В то время как современные двигатели с турбонаддувом или высокой степенью сжатия действительно выигрывают от высокооктанового топлива, для большинства атмосферных моторов старых конструкций оно может оказаться не только бесполезным, но и потенциально вредным.
2. Состав топлива: Заблуждения о "чистоте"
Бытует миф, что АИ-95 априори "чище" и экологичнее своего 92-го аналога. Однако реальность такова: для достижения высокого октанового числа АИ-95 нередко обогащается различными присадками, а не только является продуктом более глубокой и качественной переработки нефти. Эти добавки, к сожалению, могут:
• Оставлять углеродистые отложения (нагар) на клапанах, свечах зажигания и в камере сгорания, что со временем снижает эффективность работы двигателя.
• Негативно влиять на компоненты топливной системы и катализатор.
• В некоторых случаях даже ухудшать экологические показатели выхлопа.
При условии добросовестного производства, АИ-92, с меньшим содержанием или полным отсутствием таких присадок, зачастую оказывается более щадящим для двигателя.
3. Стабильность и долговечность хранения
Октановое число влияет и на стабильность топлива. АИ-92 демонстрирует лучшую устойчивость к испарению и окислению, особенно в условиях высоких температур. Бензин АИ-95, особенно тот, что содержит значительное количество октаноповышающих присадок, склонен к более быстрой деградации своих свойств при длительном хранении или в условиях жаркого климата. Это означает, что его характеристики могут ухудшаться быстрее, чем у 92-го.
4. Риски для двигателей старых конструкций
Двигатели, оснащенные карбюраторной системой питания или простыми инжекторами, не имеют адаптивных систем управления, способных эффективно корректировать работу под высокооктановое топливо. Заливка АИ-95 в такие агрегаты может привести к нежелательным последствиям:
• Из-за более медленного горения АИ-95, процесс сгорания может продолжаться даже при открытии выпускных клапанов, что приводит к их чрезмерному перегреву.
• Постоянный перегрев значительно повышает риск прогорания выпускных клапанов и их седел, что влечет за собой необходимость дорогостоящего и сложного капитального ремонта двигателя.
5. Роль октанового числа в предотвращении детонации и адаптивность современных систем
Высокое октановое число призвано предотвращать детонацию – самопроизвольное взрывное сгорание топливовоздушной смеси до того, как искра от свечи зажигания инициирует контролируемый процесс горения. Детонация крайне разрушительна для двигателя. Современные автомобили, особенно с турбонаддувом, высокой степенью сжатия или прямым впрыском, оснащены сложными электронными блоками управления (ЭБУ) и датчиками детонации. Эти системы способны адаптировать угол опережения зажигания и другие параметры работы двигателя под используемое топливо.
Если залит бензин с октановым числом ниже рекомендованного, ЭБУ смещает зажигание в "безопасную" сторону, предотвращая детонацию, но при этом снижая мощность и эффективность. При использовании топлива с *рекомендованным* высоким октановым числом, двигатель может работать на своих пиковых параметрах, обеспечивая максимальную производительность и экономичность, предусмотренную конструкторами. Это ключевой момент, почему для некоторых моторов 95-й или даже 98-й бензин является не прихотью, а необходимостью для раскрытия их полного потенциала.
Итоговый вердикт: Какой бензин выбрать?
Выбор топлива должен быть осознанным и базироваться на технических характеристиках вашего автомобиля, а не на рекламных лозунгах или ложных представлениях.
АИ-92 — ваш выбор, если:
• Вы владелец автомобиля с атмосферным двигателем старой конструкции.
• Производитель вашего авто четко указывает в руководстве по эксплуатации, что минимально допустимое октановое число — 92.
• Вы стремитесь к экономии средств без ущерба для ресурса двигателя.
АИ-95 (или выше) — целесообразен для:
• Современных автомобилей, оснащенных турбонаддувом или непосредственным впрыском топлива.
• Двигателей с высокой степенью сжатия.
• Автомобилей с адаптивной системой управления двигателем, способной эффективно использовать преимущества высокооктанового топлива.
• Спортивных или тюнингованных машин, требующих особого горючего.
Главное и незыблемое правило: Всегда следуйте рекомендациям, прописанным в технической документации вашего автомобиля. Переплата за бензин с избыточным октановым числом — это не просто пустая трата денег, но в некоторых случаях и потенциальный риск для долговечности силового агрегата.
Помните: не менее важен и фактор качества самого топлива, независимо от его октанового числа. Выбирайте только проверенные и надежные автозаправочные станции!
Читайте также:
- Муравьи покинут огород через 30 минут: новый способ заставит их мчаться прочь, и никакой химии
- Топ-4 лучших российских кремов, способные заменять уколы ботокса: «разгладят» морщины с лица
- Мясников рассказал про самый полезный гарнир — это не рис, не пюре и тем более не гречка
- Вот почему томаты на кустах медленно краснеют: 3 главные ошибки в уходе. И как ускорить созревание - проверенные советы агрономов