РЖД подтвердили, что начали борьбу с виртуальными детскими билетами для выкупа всего купе
- 16:30 12 октября
- Николай Постников

В начале июля появились сведения из неофициальных источников: РЖД начали борьбу с хитростью пассажиров, которые стремились ездить в купе в одиночку, используя «виртуальных детей». И вот недавно ФПК официально подтвердила, что такие билеты теперь будут возвращаться в продажу.
Суть схемы была проста: пассажиры покупали все места в купе, оформляя часть билетов на «несуществующих» детей, чтобы ехать одному или вдвоём без соседей.
16 июля ФПК опубликовала официальный комментарий, который прозвучал неожиданно. В последнем абзаце поста о закупке вагонов с детскими местами компания сообщила, что с 10 июля начали возвращать в продажу детские билеты, если ими фактически не воспользовались.
Формулировка была такой:
«Согласно пункту 92 Правил перевозок, дополнительные места в купе без занятия их другими пассажирами необходимо оплачивать по полному тарифу. За льготные билеты на детей, которые не заняты, пассажиру предложат доплатить до полной стоимости или места вернутся в продажу».
В чём была уловка
Система была известна постоянным пассажирам: хотите ехать одному — покупайте оставшиеся места. Чтобы сэкономить, люди оформляли билеты по детской льготе. Например, два взрослых и два «детских» — и купе целиком ваше.
Иногда «дети» были настоящие, но не ехали, иногда — вымышленные с выдуманными именами и датами рождения. Система это пропускала, а проводники не проверяли. Теперь такой трюк перестал работать.
С одной стороны — логично: хочешь приватное купе, плати полную цену. С другой — есть спорные моменты. Например, по правилам пассажир (включая ребёнка) может сесть на любом участке маршрута. То есть билет действителен, даже если человек не сел с начальной станции.
Представьте семью: взрослый едет из Москвы, ребёнок — позже, в Воронеже. Если место уже продадут другим, что тогда?
В ФПК предусмотрели такую ситуацию: если пассажир появляется позднее, начальник поезда обязан предоставить аналогичное место. Но как это реализовать на практике — пока непонятно. Купе может быть уже занято.
В телеграм-сообществах пассажиры активно обсуждают возможные проблемы:
«Что если ребёнок реально подсядет в Воронеже? Поселят к чужим?» — пишет пользователь N D.
Реакция пассажиров
Мнения разделились. Одни возмущены: «компания лишила нас удобного способа ехать одному». Другие поддерживают изменения: «это хитрость, а места должны быть для тех, кто реально едет».
«Если ребёнок едет с промежуточной станции, просто покупайте билет с этой точки. Иначе в пиковый сезон запаса мест не будет», — пишет Алексей.
«На южные направления билеты раскупают за минуты. Если открытие продаж от промежуточной станции позже, места уже заняты», — добавляет другой пользователь.
Есть и дополнительные нюансы: если один подросток едет, а родители выкупили все полки, купить билеты на свободные места по взрослому тарифу невозможно — система применяет возрастную скидку. В этом случае уже придётся придумывать «виртуальных взрослых».
Отзывы о работе системы
Пассажиры отмечают, что изменения начали работать, но не всегда корректно.
«Поезд Тольятти — Москва. Старший по поезду проверял, что ребёнок не сел. Мы не доплатили — билеты аннулировали», — пишет Руслан.
«На маршруте Орск — Москва никто ко мне не подошёл, хотя я ехал один, а остальные места были оформлены на троих детей», — сообщает другой пассажир.
В итоге, лайфхак будет работать лишь на коротких ночных маршрутах и в не загруженные периоды. Для длинных рейсов вроде Москва — Владивосток аннулированные детские билеты, скорее всего, быстро выкупят снова, причём на разных участках пути, ведь поезд идёт почти неделю.