2 хитрых вопроса инспектора ДПС, на которые нужно отвечать очень аккуратно
- 16:30 26 декабря
- Николай Постников

Остановка сотрудником ДПС — это не только формальная процедура, но и ситуация, требующая внимательности. Инспектор, как правило, начинает диалог с привычных, на первый взгляд, вопросов. Однако за их простотой может скрываться не просто вежливость, а попытка получить информацию, которая повлияет на дальнейшее развитие ситуации — в том числе на возможность составления протокола. Ниже разберём два типичных вопроса, на которые стоит отвечать взвешенно.
1. «Почему нарушаем?» / «Что произошло?»
Этот вопрос часто звучит до того, как конкретное нарушение было озвучено. И здесь — важный нюанс: любой комментарий водителя («не заметил знак», «думал, можно», «оглянулся — и пропустил») может быть расценён как признание факта нарушения, даже если формально вина ещё не установлена.
С точки зрения административного производства (ст. 28.2 КоАП РФ), протокол должен содержать чёткое описание события. Если же водитель самостоятельно подтверждает нарушение — это упрощает задачу инспектору и снижает порог доказывания. Особенно если речь идёт о спорных ситуациях (например, остановка под «кирпичом» в зоне действия временных знаков, или движение по полосе общественного транспорта при отсутствии разметки).
Что делать?
Лучшая тактика — не давать оценочных формулировок до выяснения сути претензий. Корректный ответ:
«Готов ознакомиться с вашими замечаниями. Поясните, пожалуйста, какие нарушения вы зафиксировали?»
Так вы сохраняете право на защиту и не создаёте преюдициальных заявлений.
2. «Как самочувствие? Чем болеете?»
На слух — заботливый, даже дружелюбный вопрос. На деле — потенциально значимый для квалификации состояния водителя. Да, инспектор оценивает внешние признаки (запах, речь, координация), но этот вопрос направлен на выявление другого фактора: воздействие лекарственных препаратов.
Напомним: согласно п. 2.7 ПДД, запрещено управлять ТС в состоянии, «когда состояние здоровья водителя представляет опасность для движения», а также под воздействием препаратов, «ухудшающих реакцию и внимание». В перечень таких средств входят не только снотворные или психотропные, но и вполне «бытовые»:
— средства от кашля с кодеином (например, Коделак),
— антигистаминные 1-го поколения (димедрол, супрастин — вызывают сонливость),
— некоторые обезболивающие (анальгин в комбинации, препараты с трамадолом),
— миорелаксанты (часто входят в комплексы при болях в спине).
Если водитель сообщает о приёме таких медикаментов — инспектор вправе направить его на медицинское освидетельствование (ст. 27.12 КоАП). А если в ходе экспертизы будут выявлены психоактивные вещества или установлено, что препарат оказывает угнетающее действие на ЦНС — это может стать основанием для привлечения по ч. 1 ст. 12.8 КоАП (управление в состоянии опьянения), вплоть до лишения прав.
Как отвечать?
Нет необходимости скрывать серьёзные заболевания, но и излишней детализации лучше избегать. Безопасная формулировка:
«Самочувствие удовлетворительное, угрозы для управления автомобилем нет. Лекарственные препараты, влияющие на внимание или реакцию, не принимаю».
Если же вы действительно принимаете что-то из списка — изучите инструкцию: в разделе «Влияние на способность управлять ТС» производитель обязан это указать. При необходимости — проконсультируйтесь с врачом заранее.
Важно понимать: сотрудники ДПС проходят обучение по выявлению признаков нарушений, включая психологические аспекты общения. Поэтому первые минуты после остановки — самые ответственные. Спокойствие, знание своих прав и чёткая формулировка — не про «неповиновение», а про осознанное взаимодействие. Это снижает риски недоразумений и защищает от необоснованных обвинений.