Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Как мы выглядим в глазах цыган и какие нормы нашего быта вызывают у них удивление и непонимание

Как мы выглядим в глазах цыган и какие нормы нашего быта вызывают у них удивление и непониманиеФотография freepik.com

Издревле мы взираем на ромский народ с любопытством, отмечая их колоритную одежду, своеобразные традиции и свободолюбивый дух.

Однако редко кто задумывается: каким предстает наш собственный мир в их глазах? Оказывается, многие фундаментальные аспекты нашей повседневности могут вызывать у цыган искреннее замешательство. Предлагаем погрузиться в уникальную рефлексию – взглянуть на себя глазами соседей, чьи пути пересекаются с нашими на протяжении многих веков.

«Зачем оставлять без дела то, что можно продать?»

В ромской культуре каждый предмет воспринимается как ресурс, обладающий потенциальной стоимостью. Коммерческая деятельность является неотъемлемой частью их существования, будь то мелкие сделки на ярмарках или масштабные оптовые операции. Как подчеркивает доктор исторических наук Владимир Шкунов, торговля пронизывала быт всех цыганских этнических групп, независимо от их основного ремесла – будь то кузнечное дело, коневодство или артистическая деятельность. Для них было непостижимо, как можно просто избавиться от годной вещи, выбросив ее, или, что еще более странно, отправить в кладовку, обрекая на забвение.

Русское крестьянство, привязанное к земле и ограниченное крепостным правом, редко отклонялось от рутинных сельскохозяйственных работ ради случайных торговых сделок. Каждый день в поле имел критическое значение, а устоявшийся быт не поощрял непрерывную коммерческую активность.

«К чему прятать достаток, когда его можно демонстрировать?»

Особое недоумение вызывало отношение к материальному достатку, особенно к драгоценностям. Даже состоятельные русские редко демонстрировали свое золото, что для цыган было совершенно нелогично. Для народа, ведущего кочевой образ жизни, золото представляло собой идеальный способ сохранения капитала: оно компактно, универсально ценно в любой точке мира и устойчиво к инфляции. В отличие от громоздкой мебели, хрупкой посуды или живописи, золотые украшения и монеты легко перевозились. Помимо практической ценности, цыгане наделяли золото мистическими свойствами, веря, что оно приносит удачу и защищает владельца.

И по сей день цыганские бароны гордо носят массивные золотые цепи, а их улыбки часто сияют золотом. В то же время русские мужчины, даже весьма обеспеченные, всегда отличались скромностью в ношении украшений. Такая сдержанность интерпретировалась цыганами как признак нужды или, по меньшей мере, необъяснимой стеснительности.

«Как можно так упорно держаться за одно место?» 

Для кочевого народа, чья жизнь веками строилась на движении и адаптации к новым условиям, русская привязанность к земле и дому казалась чрезмерной. Цыгане, привыкшие к свободе перемещения, не могли понять, почему русские так дорожат каждым клочком земли, каждой постройкой, даже если это означало лишения или ограничение возможностей. В их представлении, настоящий достаток и благополучие заключались не в недвижимом имуществе, а в мобильности, способности быстро менять место жительства и находить новые источники дохода.

Эта разница в восприятии ценности "своего угла" и "свободного пути" часто приводила к взаимному непониманию и даже конфликтам.

«Почему невеста платит за право вступить в брак?»

Институт брака также служил ареной для глубоких культурных расхождений. У цыган принято, чтобы жених или его род выплачивали за невесту выкуп – калым, который зачастую исчислялся значительными суммами и нередко золотом. У русских же, напротив, семья невесты собирала приданое, стремясь повысить привлекательность дочери в глазах потенциальных женихов. Традиция калыма сохраняет свою силу среди цыган и поныне. Так, в 2020 году Ставропольский край стал свидетелем резонансного инцидента: невеста, за которую был уплачен солидный выкуп, сбежала от мужа всего через несколько дней после свадьбы.

Разгневанные родственники жениха забросали камнями дом беглянки, что ярко демонстрирует серьезность, с которой воспринимается нарушение этого древнего обычая.

«Как возможно связать судьбу с чужаком?»

Идея межэтнических браков, распространенная среди русских, вызывала у цыган глубокое непонимание. Для цыгана союз с представителем неромского народа (гаджо) равносилен остракизму, изгнанию из общины – своего рода социальной смерти, которая порой воспринимается страшнее физического конца. Русские же, напротив, демонстрировали относительную толерантность к бракам с соседними этносами – украинцами, марийцами, мордвой. Исследовательница Марианна Смирнова-Сеславинская предполагает, что запрет на смешанные браки у цыган обусловлен не только культурными, но и сугубо прагматическими соображениями.

Цыгане с раннего детства осваивают специфические навыки, необходимые для выживания и обеспечения семьи – будь то кузнечное дело, коневодство, музыкальное искусство или гадание. Брак с человеком из иной среды мог означать, что супруги не смогут эффективно поддерживать домашнее хозяйство, поскольку один из партнеров не владеет необходимыми профессиональными компетенциями.

«Зачем держать умершего в жилище и предавать его земле?»

Ритуалы прощания с усопшими у русских вызывали у цыган подлинное потрясение. Практика сохранения тела покойного в жилом помещении до момента погребения воспринималась ими как абсолютно чуждая. Цыгане, напротив, для умершего сооружают особый шатер на открытом воздухе, соблюдая принципы чистоты и разделения мира живых и мертвых, что резко контрастирует с русской традицией, где покойник остается под одной крышей с семьей до самого дня похорон.

Особое удивление вызывал сам акт погребения. В то время как русские опускали гроб и тут же засыпали его землей, ромы придерживались иного ритуала. Они сооружали над усопшим подобие деревянного склепа или навеса, который лишь затем покрывали грунтом. Некоторые исследователи видят в этом обычае отголоски более древних практик, возможно, связанных с воздушным погребением.

Разительно отличались и поминальные обряды. Русские поминки, как правило, были тихими и сдержанными, погруженными в скорбь. Для ромов же проводы в последний путь порой напоминали скорее торжество с песнями и танцами. Они верили, что радость и позитивный настрой близких помогают душе умершего легче перейти в мир иной, тогда как русская скорбь казалась им лишь утяжеляющей этот путь.

«Почему соседи не едят вместе каждый день?»

Концепция личной собственности и ежедневного быта также расходилась. В ромском таборе, где несколько семей жили как единое целое, ресурсы распределялись между всеми. Заработок делился, еда готовилась и потреблялась сообща, и любой член общины мог свободно войти в чужую палатку, взять что-то или перекусить.

Поэтому для ромов было непонятно, почему в русских деревнях, даже самых маленьких, каждая семья жила обособленно. Идея ежедневного совместного застолья с соседями была чужда; приглашение в гости считалось событием, требующим особого повода, что никак не вязалось с ромским представлением о соседских отношениях.

«Как можно носить всего одну юбку?»

Пышные многослойные юбки ромских женщин, ставшие символом их культуры, были не столько данью моде, сколько выражением глубоких традиционных представлений. В ромском мировоззрении нижняя часть тела замужней женщины считалась «нечистой». Поэтому, если подол юбки случайно касался какого-либо предмета, этот предмет следовало либо уничтожить, либо продать «гаджо» (нецыгану), чтобы избежать осквернения. Чтобы минимизировать такие риски, ромки носили сразу несколько юбок и дополняли их фартуками.

Видя русских женщин в одной юбке, ромы искренне недоумевали – как можно так жить, и почему никто не избавляется от мебели, на которой они сидели?

«Супруги моются вместе?!»

Обычай совместного мытья супругов, например, в русской бане, вызывал у ромов настоящее потрясение. Их убеждения категорически запрещали подобные практики, поскольку женская «нечистота», по их мнению, могла осквернить мужчину. Совместные водные процедуры были абсолютно немыслимы. В современных, более обеспеченных ромских семьях эту проблему решают, устанавливая две отдельные ванны – одну для мужчин, другую для женщин. В семьях с меньшим достатком женщина всегда тщательно моет ванну после себя, прежде чем ею воспользуется муж.

Эта история взаимного культурного непонимания ярко иллюстрирует, насколько глубокими могут быть различия в мировосприятии и повседневных привычках у народов, которые веками живут бок о бок. То, что для одних является нормой и само собой разумеющимся, для других может казаться чуждым или даже шокирующим. Возможно, именно в осознании этих фундаментальных расхождений кроется ключ к более глубокому взаимопониманию и уважению чужих традиций.

Читайте также:

...

  • 0

Популярное

Последние новости