Три реально бессмертных автомобиля из прошлого - кто они, и сколько сейчас стоят?
- 11:15 8 октября
- Николай Постников

Если одни восторгаются множеством сенсорных экранов, электронными ассистентами и автопарковщиками, то люди постарше сетуют на отсутствие привычных стрелочных приборов и физических кнопок для простых функций — вроде включения подогрева сидений одним нажатием, без сложных меню бортового компьютера. Автомобили всё больше превращаются в набор функций, а водитель — в оператора, что неприятно тем, кто любит управлять машиной и видеть её «живую» суть, для кого автомобиль — не гаджет, а настоящий инструмент удовольствия.
Давайте вспомним машины из прошлого, которые обходились без сенсорных панелей и электронных помощников, но имели главное — надёжность и ощущение качества с момента первой посадки, остающееся в сердце даже через десятки лет. А заодно посмотрим, во сколько обойдётся покупка такого «янгтаймера».
Toyota Land Cruiser 80
Стоимость: от 760 тыс. рублей за «живой Франкенштейн» до 5 млн рублей за нетронутый стоковый вариант в хорошем состоянии.
Land Cruiser 80-й выпускался с 1989 года почти десятилетие, затем пришла сотая серия. По меркам начала 90-х это был крупный внедорожник (4,78 x 1,90 x 1,87 м, масса до 2260 кг), но не огромный.
Тойота выпустила массу комплектаций:
- STD — минимализм: дермантиновый салон, легко моющийся, почти без электроники.
- GX — ковролин, тканевые сиденья, электропакет, расширители арок.
- VX — максимальная комплектация с кожей или велюром и всеми опциями комфорта.
Интерьер хоть и прост, но надёжен: почти 30 лет спустя всё работает, пластик не рассыпается. Основные «слабые места» — кожа на сиденьях, что понятно при пробегах свыше полумиллиона километров.
Двигатели:
- Бензиновые 1FZ-F/1FZ-FE (197–215 л.с.) — чугунный блок, цепной ГРМ, минимальные проблемы кроме естественного износа. Минус — расход 25+ л/100 км.
- Дизели 1HZ (130 л.с.) — атмосферный, простой, почти вечный мотор, легко «переваривает» плохое топливо.
- Турбодизели 1HD-T/1HD-FT (167–170 л.с.) — динамичные и экономичные, главное — не забывать про ремень ГРМ, фильтры и турботаймер.
Имейте в виду: ближневосточные версии 80-го Ленд Крузера отличаются деталями от европейских, вплоть до номеров запчастей, радиаторов и стартеров.
Если хотите ездить на таком ежедневно, ухоженный экземпляр обойдётся дороже нового китайского кроссовера — обычно от 1,5 млн рублей. Проверка криминального прошлого крайне важна: угоняли эти машины ещё в начале их карьеры.
Mercedes-Benz W124
Стоимость: от 100 тыс. руб. за «способно ехать» до 3,2 млн за редкий ухоженный V8.
Этот автомобиль, первый официальный Mercedes E-класса (рестайлинг 1993 года), выпускался с 1984 по 1995 годы. Внутри W124 — угловатый, но продуманный дизайн Бруно Сакко. Несмотря на возраст, материалы и сборка обеспечивают ощущение качества: панели не скрипят, переключатели живучие, а подвеска на рычагах с массивными сайлентблоками позволяет ехать по плохим дорогам, где современные кроссоверы начинают «плакать».
Моторы — от базовых дизелей до V8 M119 (279 л.с.) — живут по 200+ тыс. км без проблем. Коробки — механика или автомат без электроники — работают до сих пор. Основная сложность — поиск не сгнившего кузова и исправной проводки, особенно моторной косы рестайлинговых M104.
Сейчас приличный экземпляр можно приобрести за 400–500 тыс. руб. — с ним реально ездить и постепенно приводить его в идеал.
Toyota Mark II (Chaser, Cresta X100)
Стоимость: от 350 тыс. руб. за живую машину до 4–5 млн за полностью стоковый кузов с тюнингом.
Эти японские седаны выпускались с 1996 по 2001 годы, различались внешним стилем, но агрегаты и салон были схожи. Особая ценность — варианты с 2,5-литровым 1JZ-GTE (280 л.с.) и АКПП или МКПП.
Салон сотой серии — высококачественный пластик, тканевые сиденья, долговечная отделка. Проблемы редкие: механика климата, тросы стеклоподъёмников, перегоревшие лампочки. Коробки передач живут долго, особенно если регулярно менять масло и не злоупотреблять дрифтом.
Двигатели требуют только периодической замены ремня ГРМ и иногда датчиков. В охлаждающей системе слабое место — вискомуфта вентилятора. Масляные течи встречаются, чаще прокладка клапанной крышки и сальники валов ГРМ.
Подвеска — сложная: двойные рычаги спереди, многорычажка сзади. Верхние шаровые опоры — расходник, задняя подвеска без стабилизатора у комфортных комплектаций упрощает обслуживание.
Живой экземпляр на рынке сегодня обойдётся примерно в 600 тыс. руб., но будьте внимательны с документами — среди этих моделей была распространена схема «конструктор».