Верховный суд разрешил давний спор: разрешен ли обгон трактора или экскаватора через сплошную
- 07:30 9 сентября
- Екатерина Рудковская

Маневр опережения медленно движущихся транспортных средств на автомобильных трассах регулярно становится причиной острых дискуссий и конфликтных ситуаций с сотрудниками Госавтоинспекции.
Эта проблематика усугубляется неоднозначностью некоторых положений ПДД и их периодическими модификациями. Стоит помнить, что несанкционированное пересечение сплошной линии разметки при обгоне чревато серьезными последствиями: наложением штрафа в размере 5000 рублей или даже лишением права управления транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев. Учитывая столь весомые риски, крайне важно досконально изучить правила. В настоящей статье мы подробно рассмотрим легальные способы опережения тихоходных транспортных средств и стратегии избегания нарушений.
Дорожные предписания и разметка
Ограничения на выполнение маневра обгона устанавливаются, как правило, двумя ключевыми элементами дорожной инфраструктуры:
• Дорожным знаком 3.20, четко обозначающим «Обгон запрещен».
• Горизонтальной разметкой, представленной сплошными линиями: 1.1 (одинарная сплошная), 1.3 (двойная сплошная) или 1.11 (комбинированная, сплошная с прерывистой).
Важно понимать, что каждый из этих элементов, будь то самостоятельный или в сочетании с другим, диктует свои специфические условия для совершения обгона.
Идентификация тихоходного транспорта
Под категорию тихоходных транспортных средств подпадают:
• Сельскохозяйственная спецтехника (тракторы, экскаваторы).
• Мопеды.
• Двухколесные мотоциклы.
• Гужевые повозки.
• А также иные транспортные средства, конструктивная максимальная скорость которых ограничена.
Возможность их опережения не является безусловной и зависит от конкретных обстоятельств. Далее мы рассмотрим два ключевых сценария.
Когда обгон разрешен
Представим ситуацию: вы следуете за трактором или экскаватором, а дорожный знак 3.20, запрещающий обгон, установлен. Маневр опережения в этом случае допустим, но только при соблюдении строгих условий:
• Водитель должен быть абсолютно уверен, что перед ним действительно тихоходное транспортное средство, чья максимальная скорость не превышает 30 км/ч, что подтверждается технической документацией. На практике же, быстро проверить этот факт невозможно, что сопряжено с определенными рисками.
• На задней части транспортного средства должен быть установлен специальный опознавательный знак – равносторонний треугольник красного цвета с желтой или оранжевой каймой, который однозначно указывает на его тихоходность. При наличии такого знака обгон разрешен.
Отдельного внимания заслуживает сложный случай: когда помимо знака 3.20, на проезжей части присутствует сплошная линия разметки (например, 1.1), но при этом на тракторе установлен упомянутый знак тихоходного ТС. Разрешен ли обгон в данной ситуации? Согласно действующим Правилам дорожного движения, при возникновении противоречий между предписаниями дорожных знаков и горизонтальной разметки, приоритет всегда отдается дорожным знакам. Таким образом, обгон тихоходных транспортных средств в подобных обстоятельствах считается разрешенным.
Когда обгон категорически запрещен
Ситуация кардинально меняется, если на тихоходном транспортном средстве отсутствует специальный опознавательный знак в виде красного треугольника с желтой окантовкой. В таком случае совершать обгон крайне нежелательно и опасно, поскольку у водителя нет объективной возможности точно определить его конструктивную максимальную скорость. Более того, Правила дорожного движения категорически запрещают выезд на полосу встречного движения на дорогах с двусторонним движением, если эта полоса отделена от попутной сплошными линиями разметки (1.1 или 1.3), независимо от наличия или отсутствия знака 3.20.
Важно отметить, что позиция Верховного суда Российской Федерации однозначна: за подобные нарушения предусмотрены административные взыскания в виде штрафов и, что значительно серьезнее, лишение права управления транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев.
Принцип разумной осторожности
Завершая анализ данной проблематики, необходимо подчеркнуть, что окончательное решение о целесообразности и безопасности маневра обгона всегда остается за водителем. В условиях дорожного движения, где каждая секунда на счету, а информация может быть неполной (например, отсутствие знака тихоходности или неясность разметки), приоритет всегда следует отдавать безопасности. Даже если существует теоретическая возможность обгона, но возникают малейшие сомнения в его легальности или безопасности, разумнее воздержаться от маневра.
Соблюдение этого принципа не только предотвратит возможные штрафы и лишение прав, но и, что гораздо важнее, обеспечит сохранность жизни и здоровья всех участников дорожного движения.
Читайте также:
- 5 ложек — и муравьи, слизни и гусеницы бегут, как от огня: бюджетное средство борьбы с ползучими тварями
- Как носить платок этой осенью: 3 способа, которые сделают образ дороже
- Ученые ставят жирную точку в споре о пользе и вреде молочных продуктов для кишечника
- Чтобы ни одной букашки не было на клубнике в следующем году, в сентябре до заморозков раскидайте по грядке «ядрёную» смесь