Во время посещения сайта Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки персональных данных.

Как отличить хрусталь от стекла: единственно правильный способ, которым пользуются антиквары. Опыт бывалого

Как отличить хрусталь от стекла: единственно правильный способ, которым пользуются антиквары. Опыт бывалогоФотография freepik.com

Начнём с курьёзной истории, которая, возможно, кому-то покажется знакомой.

Один мужчина привёз из столицы набор изящных хрустальных изделий. Долгие годы этот сервиз радовал его, став неотъемлемой частью быта. И вот однажды, по неосторожности, от одного из бокалов откололась ручка. Отчаявшись найти замену, он отправился в ту же московскую торговую точку. Продавщица, выслушав его проблему, развела руками: «Этой модели больше нет в производстве, уже около года». На вопрос «Что же теперь делать?» последовал неожиданный ответ: «Отломайте ручки у всех остальных, и тогда они будут выглядеть одинаково!»

Итак, вернёмся к теме хрусталя, который, как выясняется, не всегда является тем, за что его выдают, а порой и вовсе далёк от истинного представления. Строго говоря, с юридической и научной точек зрения, понятие «хрусталь» в чистом виде не имеет под собой реальной основы.

В 1676 году Джордж Рейвенскрофт, скажем так, творчески переосмыслил и значительно улучшил технологию венецианских мастеров-стеклодувов. С целью подчеркнуть исключительность своего продукта и, конечно, превзойти соперников, он дал ему название Crystal Glass, что буквально означало «кристальное стекло», указывая на его безупречную чистоту и прозрачность.

Венецианцы уже давно практиковали добавление оксида свинца в стекло, зная, что это придаёт материалу особую чистоту и блеск. Однако по неясным причинам они использовали его в скромных количествах. Рейвенскрофт же, напротив, не поскупился, введя в стекольную массу обильное количество свинца, буквально «сверх меры».

Такой подход оправдал себя: полученное стекло обрело ещё большую чистоту и изумительную прозрачность, что и послужило причиной для наименования «Кристальное стекло». С течением времени, в угоду лаконичности, вторая часть этого названия была опущена, и свинцовое стекло стали именовать просто «Кристалл» или «Хрусталь».

Начиная с XVIII века, свинцовое стекло стремительно завоевало мировые рынки, буквально пробив себе дорогу в самые престижные стекольные бутики и торговые галереи. Маркировка «Хрусталь» мгновенно увеличивала прибыль продавцов на сотни, а то и тысячи процентов. Даже скромные торговцы, которым посчастливилось обзавестись изделиями из «хрусталя», взимали с покупателей поистине баснословные суммы. Каждый стремился стать обладателем этого удивительно прозрачного и эстетически привлекательного стекла, способного завораживать игрой света на столе.

Немаловажную роль играл и фактор социальной демонстрации: «Как же так, у соседей есть такая роскошь, а у меня нет?!» Люди готовы были жертвовать последним, лишь бы произвести впечатление, продемонстрировать и подтвердить свой статус, сказав: «Я тоже могу себе это позволить!»

Примечательно, что подобное положение дел сохранялось вплоть до 1980-х годов. Почти три столетия «хрусталь» удерживал доминирующие позиции на мировых рынках, позиционируясь как значительно более дорогой материал, нежели обычное стекло. Со временем, безусловно, ажиотаж вокруг него поутих, и ценовой разрыв между стеклом и «хрусталём» постепенно уменьшался. Однако и в наши дни бокалы, маркированные как «хрустальные», неизменно превосходят по стоимости простые стеклянные изделия, хотя по своей сути оба материала являются разновидностями стекла.

Действительно, процесс производства «хрусталя» обходится дороже, чем обычного стекла, по ряду причин:

•   Требуется песок особого качества.

•   Используются дорогостоящие компоненты (оксид свинца, оксид бария, различные присадки).

•   Технологический процесс предполагает более высокие температурные режимы.

•   Работа с ним требует высокой квалификации, и не каждый мастер способен ею заниматься.

•   Необходимо тщательно отбирать сырьё, свободное от типичного недостатка стекла – зеленоватого отлива, вызванного оксидом железа, либо применять химические нейтрализаторы

Тем не менее, эти факторы не оправдывают столь значительную ценовую разницу. У некоторых производителей она может достигать трёхсот процентов. Такая ситуация наталкивает проницательных предпринимателей на вполне логичный вывод: если большинство потребителей не различают нюансов, но при этом готовы переплачивать за то, что им кажется более престижным... то почему бы не предоставить им такую возможность?

Как следствие, рынок наполнился всевозможными имитациями «хрусталя» или низкосортными его вариантами. Производители просто добавляли свинец в обычное, порой даже неосветлённое стекло, добиваясь лишь незначительного улучшения прозрачности. Затем они с гордостью заявляли: «Наша продукция – это теперь хрусталь! Приглашаем за покупками, не скупясь!» Кроме того, беспринципные торговцы (как антиквариатом, так и новыми изделиями) часто убеждают клиентов: «Вот это – подлинный хрусталь, он, конечно, дороже».

Некоторые фабрики даже выпускали две параллельные серии товаров: одну – из настоящего свинцового стекла, предназначенную для состоятельной публики, и вторую – более доступную, ориентированную на покупателей со средним достатком.

Особое мастерство в этом проявили немецкие и чешские производители. Они прекрасно осознавали, что состоятельные покупатели, стремясь поддержать свой статус, непременно приобретут дорогостоящий оригинал. В то же время, менее обеспеченные, но амбициозные клиенты с удовольствием приобретут практически неотличимую копию, дабы убедить окружающих в своей финансовой состоятельности.

Человеческая природа, как известно, неизменна. И по сей день мы наблюдаем схожие поведенческие паттерны: например, приобретение дорогостоящего внедорожника в кредит, обрекающее владельца на годы строгой экономии, но зато позволяющее гордо заявить: «Смотрите, какая у меня машина!» В конце концов, показуха, как гласит народная мудрость, порой обходится дороже любых денег.

Итак, возникает закономерный вопрос: как же распознать подлинный хрусталь, отделив его от обычного стекла или же от его низкосортных имитаций, таких как слегка осветлённое или малосвинцовое стекло? Всемирная паутина, как правило, предлагает следующие методы:

1. Мелодичное звучание.

Погрузите палец в воду и проведите им по ободку сосуда: истинный хрусталь отзовётся чарующей, переливающейся мелодией. Стекло, напротив, либо промолчит, либо издаст невнятный, далёкий от изящества звук. Однако возникает резонный вопрос: обладают ли ваши слуховые рецепторы достаточной тонкостью, чтобы уловить эту едва различимую гармонию? Мой собственный слух, признаюсь, пострадал ещё в юности, так что я с трудом улавливаю нюансы. А может, дело в моих чересчур «музыкальных» пальцах?

2. Погружение в воду.

Теория гласит, что благодаря различному коэффициенту преломления, хрусталь и обычное стекло будут по-разному искажать изображение при погружении в водную среду. На практике же это утверждение граничит с абсурдом. Да, коэффициент преломления действительно отличается, но кто из нас готов вооружиться транспортиром и тщательно вымерять углы отклонения света в стакане? Подобные изыскания, пожалуй, быстрее приведут к встрече со специалистами в белых халатах, чем к истинному ответу.

3. Масса изделия.

Неоспоримый факт: хрусталь ощутимо тяжелее обычного стекла. Это объясняется значительным содержанием свинца в его составе. Однако вся сложность заключается в том, чтобы найти идентичный по форме и размеру предмет из обычного стекла для непосредственного сравнения. Попробуйте-ка отыскать такой эталон!

4. Устойчивость к механическим воздействиям.

Благодаря высокой концентрации оксида свинца, хрустальные изделия действительно обладают повышенной пластичностью и, как следствие, значительно большей прочностью. Это абсолютно верно. Чтобы убедиться, предлагаю заглянуть в антикварную лавку, выбрать старинный сервиз XVIII-XIX веков и с размаху обрушить его на кафельный пол. Гарантирую бурю эмоций! Главное, не забудьте одновременно уронить аналогичный предмет из обычного стекла, чтобы потом подсчитать, что уцелело, а что рассыпалось вдребезги. Где сохранилось больше целых фрагментов – там, вероятно, и будет хрусталь… но это, конечно, не стопроцентная гарантия.

Для достижения мастерства в этом методе, возможно, придётся посетить несколько торговых точек. (Данный совет не является руководством к действию или индивидуальной инвестиционной рекомендацией!)

Итак, казалось бы, на этом список исчерпан! Однако существует ещё один, бесспорно, самый верный способ. Для его реализации вам потребуется лишь захватить из дома свой портативный спектрометр, доставить его в магазин, тщательно измельчить подозрительный хрустальный бокал до состояния пыли и затем провести анализ. Что, у вас нет портативного спектрометра? Какое упущение! Настоятельно рекомендую приобрести. Тем более, что его стоимость весьма скромна – всего-то пара миллионов долларов. Заверните, пожалуйста, два!

Отбросив иронию и сарказм, перейдём к единственному, по-настоящему простому, действенному, абсолютно надёжному и стопроцентно гарантирующему результат методу:

Именно так, вы угадали. В условиях полной темноты необходимо осветить посуду ультрафиолетовой лампой. Обычное стекло, а также его разновидности – урановое, канареечное, викторианское, цериевое – и всевозможные имитации хрусталя будут излучать характерное зелёное свечение. Причина кроется в наличии значительных примесей оксида железа, обусловленных неочищенным кварцевым песком.

Истинный же хрусталь неизменно отзовётся голубым свечением, интенсивность которого будет варьироваться в зависимости от... верно... содержания оксида свинца. Чем выше концентрация последнего, тем более насыщенным и выраженным окажется синий оттенок.

Современная ультрафиолетовая лампа, даже в формате мощного китайского фонарика, обойдётся менее чем в тысячу рублей. В кромешной тьме мгновенно станет очевидно, какой из предметов посуды является хрусталём, а какой – лишь его имитацией. Таким образом, без лишних усилий можно отделить подлинное от фальшивого. Этот метод активно используют антиквары, ювелиры и коллекционеры.

Читайте также:

...

  • 0

Популярное

Последние новости