Сегодня эти 3 фильма эпохи 70-х стыдно смотреть, а раньше они были настоящими шедеврами
- 15:27 9 августа
- Екатерина Рудковская

Советское кино 70-х – От триумфа до недоумения
Семидесятые годы прошлого века стали золотой эрой для советского кинематографа, породив множество знаковых произведений. Однако далеко не все из них смогли достойно выдержать испытание временем. Некоторые ленты, когда-то превозносимые критиками и зрителями как неоспоримые шедевры, сегодня способны вызвать лишь недоумение. Причины такой метаморфозы кроются в различных аспектах: от просчетов в режиссуре и сценарной работы до банального исчезновения культурного контекста, без которого первоначальный замысел фильма попросту теряет свою остроту.
"По улицам комод водили" (6+)
• Ранее: Воспринимался как острая ироничная сатира, подобная киножурналу "Фитиль".
• Ныне: Сборник бессмысленных зарисовок, лишенный всякого остроумия.
Этот киноальманах, состоящий из девяти "юмористических" новелл, задумывался как зеркало, отражающее повседневный абсурд позднего советского периода. В нем снялась плеяда звезд отечественного кино: Леонид Куравлёв, Наталья Селезнёва, Савелий Крамаров, Александр Демьяненко. Казалось бы, формула успеха была найдена.
Но результат оказался плачевным: фильм превратился в скучное нагромождение несвязных сцен с натянутыми попытками шуток. Ни мастерство режиссера, ни талантливая игра актеров не смогли спасти это творение от забвения. В 70-е годы ленту оперативно сняли с проката, а сегодня она производит впечатление анекдота, который так и не достиг своей кульминации. Пожалуй, единственный повод для просмотра – это изучение ретро-костюмов и наблюдение за молодыми лицами известных артистов.
"Нейлон 100%" (12+)
• Тогда: Заявленная как сатира на культ потребления.
• Сейчас: Бессмысленная одиссея шубы, превратившейся в нечто невообразимое.
Этот музыкальный "гротеск", созданный Владимиром Басовым, в 70-х годах казался остроактуальным. Он повествовал о пути модной, но невероятно дефицитной нейлоновой шубы, переходящей из рук в руки. В актерском составе вновь блистали Леонид Куравлёв, Римма Маркова и целая плеяда известных театральных актеров.
Однако сюжетная линия оказалась настолько аморфной и лишенной выразительности, что даже современники сочли фильм откровенно скучным. Журнал "Советский экран" в 1974 году без обиняков назвал его худшей киноработой года. В наши дни "Нейлон 100%" представляет собой не более чем курьезный музейный экспонат: он странен, несмешон и безнадежно устарел.
"Экипаж" (18+)
• Прежде: Грандиозный успех, новаторский советский фильм-катастрофа.
• Теперь: Калейдоскоп абсурдных моментов и просчетов в монтаже.
Эта картина, несомненно, была одной из самых амбициозных и новаторских для своего времени, сочетая глубокие личные драмы с захватывающим катастрофическим экшеном на борту пассажирского лайнера. "Экипаж" действительно стал настоящим прорывом – советский кинематограф прежде не создавал зрелищ такого масштаба.
Однако с течением десятилетий технические несоответствия и логические промахи становятся особенно очевидными. Эпизоды, где члены летного состава перемещаются по самолету, проходя буквально сквозь (!) мотогондолу двигателя, выглядят, мягко говоря, нелепо. А диалоги порой отдают излишней напыщенностью.
Любопытный исторический факт: изначально командир Тимченко должен был погибнуть, но Леониду Брежневу не пришлась по вкусу столь мрачная развязка, и финал был изменен на более оптимистичный. В итоге "Экипаж" приобрел статус культового, но не лишенного существенных недостатков. Сегодня он скорее напоминает пародию на свой собственный, когда-то эпический образ.
Читайте также:
- Слизни бегут как от огня: аптечная штука, которая изведет этих вредителей
- Секрет азиатской красоты: как простая рисовая вода может заменить салон красоты - кожа омолодится
- Огурцы ушли в отрыв — и всё из-за одного кухонного компонента
- «Все завтра едем обратно домой из этой Абхазии!» К чему мы не были готовы, когда попали в Абхазию впервые