РЖД поразили всех: первый купейный вагон на 40 мест — новый стандарт комфорта в поездах
- 11:30 28 ноября
- Николай Постников

К концу этого года РЖД продемонстрировали новый купейный вагон габарита Т — модель, на которую транспортная отрасль России возлагала большие надежды в последние годы. До этого момента общественности показывали плацкарт такого же типа, но тот проект так и не пошёл в серию. Теперь же настала очередь купейных вагонов, и их запуск обещает стать значительным шагом в модернизации пассажирских перевозок. В ближайшие годы вагоны нового типа должны постепенно заменить старые, предлагая пассажирам больше комфорта и пространства.
Глава РЖД Олег Белозеров отметил, что вагоны габарита Т шире привычных моделей на 30 сантиметров. Это позволило увеличить длину спальных мест до двух метров, вместо стандартных 1,83 м, а проход в салоне стал шире на пять сантиметров. «Эти изменения позволяют пассажирам чувствовать себя свободнее и комфортнее. Мы начали планомерно обновлять парки вагонов с учётом этих улучшений», — подчеркнул Белозеров.
Ещё в августе 2023 года глава ФПК Владимир Пястолов сообщил, что поезд «Красная стрела» станет первым регулярным составом с вагонами нового габарита. По его словам, новые вагоны будут полностью переработанными, с просторными купе, современным дизайном и улучшенной эргономикой. Такой шаг демонстрирует стремление российских железных дорог к повышению качества пассажирских перевозок и улучшению опыта поездок на дальние расстояния.
Экспериментальный плацкарт габарита Т демонстрировался ещё в 2020 году, но массовое производство не началось. В ходе обсуждений рассматривались разные варианты: сохранять традиционную планировку или внедрять капсульные плацкарты с индивидуальными ячейками, что могло бы сделать ночные поездки ещё более комфортными. В итоге решение остановилось на постепенном внедрении одноэтажных купейных вагонов с расширенными размерами.
Тверской вагоностроительный завод, отвечающий за серийное производство новых вагонов, использует для реализации проекта кредит ВЭБ.РФ на сумму 7,27 миллиарда рублей. По информации пресс-службы завода, вагоны габарита Т отличаются увеличенной вместимостью, более широкими проходами и просторными спальными местами, что делает поездку удобной даже для пассажиров с крупным багажом.
Первый купейный вагон модели 61-4533 пока готов лишь частично, но уже был представлен публике. По сравнению с привычным габаритом 1-ВМ длина нового вагона увеличена на 73 сантиметра, а ширина — на 28 сантиметров. Спальные места стали длиннее на 15 сантиметров, а число купе увеличилось: теперь вагон рассчитан на 40 пассажиров вместо 36. Это создаёт дополнительные нагрузки на персонал и инфраструктуру, однако повышает экономическую эффективность перевозок.
Пресс-релиз ТВЗ отмечает, что проект направлен не только на повышение уровня комфорта для пассажиров, но и на улучшение эксплуатационных характеристик и увеличение доли отечественных комплектующих. На текущий момент изготовлено четыре кузова, ещё два находятся в производстве. В декабре велись работы по сборке вагонов, монтажу электрических систем, установке внутреннего оборудования и подготовке к тестовым испытаниям.
На опубликованных фотографиях видны столики для верхних полок, а также логотипы, которые, вероятно, указывают на наличие быстрой зарядки для устройств. Однако в пресс-релизе нет подробностей о регулировке температуры в купе и о новой тележке с пневмоподвеской, которая упоминалась ещё в 2020 году. Появление этих элементов, возможно, будет анонсировано позже, когда вагоны выйдут на регулярные рейсы.
В целом запуск купейных вагонов габарита Т — важная веха в развитии российских железных дорог. Эти вагоны предлагают пассажирам улучшенный уровень комфорта, современные решения для размещения багажа и спальных мест, а также демонстрируют технологический прогресс отечественного вагоностроения. Уже в ближайшие годы новые вагоны могут стать стандартом для дальних поездов, задавая высокую планку для будущих обновлений пассажирского парка.
Источник: дзен-канал 1520. Все о путешествиях